Харламов ПЕДАГОГИКА |
Иван Федорович Харламов ПЕДАГОГИКА
Учеб. пособие
5-е изд., перераб. и доп.
М.:Юристъ
2017
Содержание
Раздел I ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ.. 10
Глава 1 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
2. Вычленение педагогики в особую отрасль научного знания и ее виднейшие деятели. 12
4. Предмет педагогики и важнейшие проблемы ее исследования. 17
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 18
1. Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической теории. 19
2. Связь педагогики с другими науками и использование их идей о развитии человека. 20
3. Обогащение методов исследования как условие совершенствования педагогической теории. 21
4. Дифференциация педагогики на отдельные научные дисциплины и расширение границ ее исследования. 24
5. Педагогика как теоретическая наука и педагогическая деятельность как искусство. 25
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 26
1. Значение целей воспитания для педагогической теории и практики. 26
6. Реализация целевых установок в практической работе школы и учителя. 32
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 33
Глава 4 ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.. 33
2. Идеи мыслителей прошлого о развитии личности. 36
3. Научная трактовка проблемы основных факторов развития личности. 38
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 42
Глава 5 СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ 42
1. Воспитание как специально организованный и сознательно осуществляемый педагогический процесс. 42
3. Понятие воспитания в широком и узком смысле. Органическая взаимосвязь обучения и воспитания. 45
4. Понятие о закономерностях воспитания. 46
5. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы. 46
6. Переход закономерностей воспитания в принципы воспитательной работы. 52
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 52
Глава 6 ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ.. 52
1. Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности в педагогике. 52
2. Особенности развития и воспитания младших школьников. 53
3. Особенности развития и воспитания учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. 56
4. Особенности развития и воспитания старших школьников. 58
5. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе воспитания. 60
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 61
Раздел II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) 62
Глава 7 ОБУЧЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ В ДИДАКТИКЕ 62
1. Понятие о дидактике и ее исследование в педагогике. 62
3. Основные проблемы дидактики. 63
4. Выделение из дидактики частных методик и ее влияние на их развитие. 64
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 64
Глава 8 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.. 64
1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ. 64
2. Важнейшие объективные и субъективные факторы, влияющие на разработку содержания образования. 65
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 71
Глава 9 СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ЕГО ЗАДАЧИ И ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА.. 71
3. Определение целевого компонента обучения. 74
5. Определение содержания учебных занятий. 76
8. Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности. 83
9. Оценка и самооценка качества овладения изучаемым материалом. 84
10. Развитие учащихся в процессе обучения. 84
11. Воспитание в процессе обучения. 85
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 86
Глава 10 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.. 86
1. Закономерности обучения, присущие ему как органической части воспитания (в широком смысле). 86
2. Специфические закономерности обучения. 87
3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником. 99
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 110
2. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе. 111
3. Важнейшие формы организации учебной работы в школе. 113
4. Урок как основная форма организации учебной работы. Классификация уроков. 113
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 114
Глава 13 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКОВ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ.. 114
1. Смешанные, или комбинированные, уроки. 114
2. Уроки изложения нового материала учителем. 125
3. Уроки закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков. 125
4. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала. 126
5. Уроки-семинары. Уроки-конференции. 126
6. Поиски нестандартных форм урочных занятий. 127
7. Уроки проверки и оценки знаний. 127
8. Индивидуальная работа с учащимися на уроке. 127
9. Развитие и воспитание учащихся на уроках. 128
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 129
Глава 14 ДРУГИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.. 129
2. Факультативные занятия. 131
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 132
Глава 15 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ' 133
1. Компьютер как орудие деятельности человека. 133
2. Основные проблемы компьютеризации обучения. 134
3. Содержание компьютерного обучения. 137
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 138
Глава 16 ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.. 139
1. Сущность домашней учебной работы школьников и ее роль в овладении знаниями. 139
2. Основные недостатки домашней учебной работы школьников. 140
3. Правила домашней учебной работы школьников. 140
4. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы. 144
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 145
Раздел III ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ.. 146
3. Сущность отношений как предмета воспитания и их переход в личностные качества. 148
4. Интегративный характер формирования личностных качеств. 149
Глава 18 ОБЩИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ.. 150
1. Понятие о методах и средствах воспитания. Система общих методов воспитания. 150
3. Убеждение как важнейший метод воспитания. 153
4. Метод положительного примера. 153
5. Метод упражнений (приучения). 155
6. Методы одобрения и осуждения. 157
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 160
Глава 19 ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА И УСИЛЕНИЕ ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ 160
1. Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания. 160
2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. 161
3. Структура воспитательного коллектива в школе. 162
4. Важнейшие средства и методические основы воспитания ученического коллектива. 163
5. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива. 164
6. Закон развития (движения) коллектива. Организация перспективных устремлений учащихся. 165
7. Формирование в коллективе здорового общественного мнения. Педагогика параллельного действия. 166
8. Накопление и развитие положительных традиций коллективной жизни. 166
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 167
Глава 20 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 167
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности. 169
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. 169
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 172
Глава 21 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ1. 172
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 179
Глава 22 ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ.. 179
3. Основные виды трудовой деятельности школьников. 182
5. Развитие сознательного отношения к труду, взглядов и убеждений по вопросам трудолюбия. 183
7. Воспитательная работа по профессиональной ориентации учащихся. 186
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 187
Глава 23 ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ.. 187
3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности. 188
4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения. 189
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 194
Глава 24 ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 194
1. Роль эстетического воспитания в развитии личности. 194
2. Сущность эстетического воспитания и его содержание. 195
3. Формирование у школьников художественно-эстетических потребностей. 196
4. Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов. 196
6. Использование эстетического воспитания в целях формирования нравственности учащихся. 198
7. Формирование эстетики поведения. 199
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 199
Глава 25 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.. 200
2. Основные средства и методы физического воспитания. 201
3. Физическое воспитание в процессе учебных занятий. 202
4. Внеклассная работа по физическому воспитанию. 203
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 204
Глава 26 ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ' 204
1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы. 204
2. Основные виды мировоззрения. 205
3. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура. 207
7. Критерии сформированности мировоззрения учащихся. 213
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 213
Глава 27 ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.. 213
3. Организация процесса самовоспитания учащихся и его важнейшие методы. 216
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 217
Раздел IV ВОПРОСЫ ШКОЛОВЕДЕНИЯ.. 218
Исследование вопросов школоведения в педагогике. 218
Глава 29 СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ.. 218
2. Основные факторы развития системы образования. 219
3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах. 220
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 222
Глава 30 УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ.. 223
2. Проблема профессиональной пригодности учителя. 223
3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов. 224
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 229
Глава 3 1 КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ В ШКОЛЕ.. 229
1. Классный руководитель в школе, специфика его работы, основные функции и обязанности. 229
2. Работа классного руководителя по изучению учащихся. 230
3. Работа классного руководителя по созданию и воспитанию ученического коллектива. 232
5. Работа классного руководителя с учителями. 233
6. Работа классного руководителя с родителями учащихся. 234
7. Планирование классным руководителем воспитательной работы. Ведение документации класса. 235
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 237
Глава 32 УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ.. 237
4. Работа директора и педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча. 240
5. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и контроль за ее качеством. 240
6. Руководство внеклассной и внешкольной учебно-воспитательной работой. 242
8. Организация работы с родителями учащихся. 243
9. Годовой план учебно-воспитательной работы школы. 243
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 243
СТОИМОСТЬ - 30 РУБ.
После оплаты на странице Яндекс будет сформирована
ссылка на файл "ВЕРНУТЬСЯ В МАГАЗИН"