Миронова ПЕДАГОГИКА |
Евгения Леонидовна Миронова ПЕДАГОГИКА
Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2017
Содержание
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮПРОФЕССИЮ... 8
Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии. 8
§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии. 8
§ 2. Особенности педагогической профессии. 10
§ 3. Перспективы развития педагогической профессии. 14
§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.. 15
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 16
Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога. 16
§ 1. Сущность педагогической деятельности. 17
§ 2. Основные виды педагогической деятельности. 18
§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности. 20
§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. 20
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 23
Глава 3. Профессиональная компетентность педагога. 23
§ 1. Понятие о профессиональной компетентности учителя. 23
§ 2. Структура профессиональной компетентности педагога. 24
§ 3. Содержание теоретической готовности учителя. 25
§ 4. Содержание практической готовности учителя. 27
§ 5. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. 30
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 31
Глава 4. Подготовка и профессиональное становление личности педагога. 31
§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности. 31
§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. 32
§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя. 36
§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей. 38
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 39
Раздел П ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ.. 39
Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке. 39
§ 1. Общее представление о педагогике как науке. 40
§ 2. Объект, предмет и функции педагогики. 40
§ 3. Образование как социальный феномен. 42
§ 4. Образование как педагогический процесс. Понятийный аппарат педагогики. 45
§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура. 47
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 49
Глава 6. Методология и методы педагогических исследований. 49
§ 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. 49
§ 2. Философские основания педагогики. 50
§ 3. Общенаучный уровень методологии педагогики. 52
§ 4. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. 52
§ 5. Организация педагогического исследования. 54
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 58
Глава 7. Аксиологические основы педагогики. 58
§ 1. Обоснование новой методологии педагогики. 58
§ 2. Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. 59
§ 3. Понятие о педагогических ценностях. 60
§ 4. Классификация педагогических ценностей. 61
§ 5. Образование как общечеловеческая ценность. 63
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 64
Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности. 64
§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема. 64
§ 2. Сущность социализации и ее стадии. 66
§ 3. Воспитание и формирование личности. 67
§ 4. Роль обучения в развитии личности. 68
§ 5. Факторы социализации и формирования личности. 68
§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. 70
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 72
§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер. 72
§ 2. Теории формирования содержания образования. 73
§ 3. Факторы, детерминирующие формирование содержания образования. 74
§ 4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. 74
§ 5. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт) 76
§ 6. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. 76
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 80
Раздел III ТЕОРИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 80
Глава 10. Педагогический процесс как система и целостное явление. 80
§ 2. Понятие о педагогической системе. 81
§ 3. Общая характеристика системы образования. 82
§ 4. Сущность педагогического процесса. 84
§ 5. Педагогический процесс как целостное явление. 86
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 87
Глава 11. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. 87
§ 1. Специфика проявления законов диалектики в педагогике. 87
§ 2. Законы и закономерности педагогического процесса. 88
§ 3. Понятие о принципах педагогического процесса. 89
§ 4. Принципы организации педагогического процесса. 89
§ 5. Принципы управления деятельностью воспитанников. 92
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 94
Глава 12. Обучение в целостном педагогическом процессе. 95
§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса. 95
§ 3. Методологические основы обучения. 97
§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения. 98
§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения. 101
§ 6. Виды обучения и их характеристика. 102
§ 7. Современные теории обучения (дидактические концепции) 104
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 107
§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. 107
§ 2. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. 108
§ 3. Сущность и организационные основы функционирования учебно-воспитательного коллектива. 110
§ 4. Этапы и уровни развития учебно-воспитательного коллектива. 111
§ 5. Основные условия развития коллектива. 113
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 114
Глава 14. Воспитание в целостном педагогическом процессе. 115
§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. 115
§ 2. Цель и задачи гуманистического воспитания. 116
§ 3. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. 116
§ 4. Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. 118
§ 5. Тенденции и принципы гуманистического воспитания. 119
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 121
Глава 15. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе. 121
§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников. 121
§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. 124
§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности. 127
§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников. 130
§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся. 133
§ 6. Воспитание физической культуры учащихся. 135
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 138
Глава 16. Формы организации педагогического процесса. 138
§ 1. Понятие о формах организации педагогического процесса. 138
§ 2. Общая характеристика классно-урочной системы.. 141
§ 3. Урок — основная форма организации педагогического процесса. 142
§ 4. Дополнительные формы организации педагогического процесса. 145
§ 5. Вспомогательные формы организации педагогического процесса. 148
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 149
Глава 17. Методы осуществления целостного педагогического процесса. 149
§ 1. Сущность методов осуществления целостного педагогического процесса и их классификация. 149
§ 2. Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса. 150
§ 3. Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе. 151
§ 4. Методы организации деятельности школьников в целостном педагогическом процессе. 154
§ 5. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения школьников. 160
§ 6. Методы контроля эффективности педагогического процесса. 162
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 165
Раздел IV ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.. 166
Глава 18. Педагогическая технология и мастерство учителя. 166
§ 1. Сущность педагогической технологии. 166
§ 2. Структура педагогического мастерства. 167
§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи. 169
§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика. 170
§ 5. Этапы решения педагогической задачи. 171
§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач. 173
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 174
Глава 19. Технология конструирования педагогического процесса. 174
§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса. 174
§ 3. Прогнозирование и проектирование педагогического процесса. 176
§ 5. Планирование работы классного руководителя. 179
§ 6. Планирование в деятельности учителя-предметника. 183
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 186
Глава 20. Технология осуществления педагогического процесса. 186
§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса. 186
§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности в педагогическом процессе. 186
§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации. 188
§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации. 190
§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности. 192
§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников. 195
§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельности. 195
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 197
§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя. 197
§ 2. Понятие о технологии педагогического общения. 198
§ 3. Этапы решения коммуникативной задачи. 199
§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации. 200
§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика. 202
§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений. 205
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 209
Раздел V ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ.. 210
Глава 22. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами. 210
§ 1. Государственно-общественный характер управления системой образования. 210
§ 2. Общие принципы управления педагогическими системами. 213
§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления. 216
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 219
Глава 23. Основные функции управления школой. 219
§ 1. Управленческая культура руководителя школы.. 219
§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. 221
§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой. 225
§ 4. Функция организации в управлении школой. 228
§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении. 229
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 233
Глава 24. Взаимодействие социальных институтов в управлении педагогическим процессом.. 233
§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. 233
§ 2. Педагогический коллектив школы.. 234
§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. 240
§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника. 242
§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся. 244
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 245
Глава 25. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации. 245
§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности. 245
§ 2. Повышение квалификации учителей и их аттестация. 249
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 255
СТОИМОСТЬ - 30 РУБ.
После оплаты на странице Яндекс будет сформирована
ссылка на файл "ВЕРНУТЬСЯ В МАГАЗИН"